|
Функционирование профильных классов
В 2005-2006 году в Белозерской школе действуют медицинские группы,
физико-математический класс, историко - правоведческая группа,
педагогические группы и технологический класс со специализацией -
Информатика». По поводу этого класса заключен договор с Курганским
технологическим колледжем, согласованы учебные планы, внесены
изменения, необходимые для освоения профессии «Оператор ЭВМ".
Функционирование этих классов осуществляется на основе концепции
профильного образования, положения о профильных классах, договора с
учебными заведениями и предполагает особое отношение к организации
образовательного процесса всех его участников: учителей - учеников -
родителей. Прежде всего. это углубленное изучение профильных
предметов, затем ознакомительный курс "Введение в специальность»,
который позволяет понять особенности будущей профессии, ведется на
базах практики.
Медики в районной больнице изучают теоретические вопросы и учатся
некоторым медицинским манипуляциям: измерять давление, пульс, делать
внутримышечную инъекцию, накладывать жгут, повязку, осуществлять,
приемы неотложной помощи.
Историко - правоведческая группа знакомится с особенностями работы
правоохранительных органов: суда, прокуратуры, РОВД, его
подразделений.
Технологический класс осваивает информационные технологии:
компьютерную графику, Дельфи, Интернет, издательские технологии.
Педагогический класс включает в себя занятия на базе школы искусств
предметом «Изобразительное искусство», лекции педагогов колледжа,
практику на оздоровительной площадке.
Следующая особенность для обучающихся в профильном классе - это
выполнение исследовательской работы, социально – значимая
деятельность. Первый наш опыт ее организации прошел в 2001 году, с
нашим первым медицинским классом, когда 13 учеников выбрали темы,
связанные с развитием здравоохранения в Белозерском районе.
Так появилась наша гордость – «Очерки развития здравоохранения в
Белозерском районе Курганской области».
Ученики историко-правоведческой группы собрали материал о работниках
правоохранительных органов: судье, прокуроре, династиях. Вторая тема
историков - выпуск 1941 года, судьбы Белозерских юношей и девушек
первого военного года Собрания были опубликованы в районной газете,
областной газете «Курган и курганцы», прозвучали на областной
краеведческой конференции.
Наш компьютерный класс подготовил интересный устный журнал, ряд
рефератов, с которыми ученики выступили на школьной конференции,
кроме этого, ребята внесли большой вклад в подготовку, оформление
различных материалов.
Педагогический класс также выполняет социально-значимую работу, его
ученики являются помощниками воспитателей на летней оздоровительной
площадке, шефствуют над учащимися младших классов. Выпускным
экзаменом их предмета «Введение в специальность» является роспись
стен в коридорах школы.
Воспитательная работа в профильном классе имеет также свои
особенности, они связаны с профильной, профессиональной
направленностью. Классный руководитель вместе с учениками во всех
делах, мероприятиях. Например, учебно – творческая неделя
медицинского класса на базе оздоровительного лагеря. Участие в
штабных учениях по гражданской обороне, акции «Милосердие», помощь
детям – инвалидам организовали Л.Скорнякова, М.Баязитова.
Традиционный поход на Урал учащихся компьютерного класса проходит во
главе с Н.Курловым. По новому строятся отношения школы и родителей,
которые больше интересуются, вникают, участвуют в школьной жизни
детей, помогают в решении вопросов: организация поездок в учебные
заведения, участие в исследовательской работе своих детей.
Кураторы классов проводят аналитическую работу: заполнение анкет, в
которых ученики пишут самоанализ деятельности, педагоги анализируют
состояние учёбы.
Меняется и отношение учителей, работающих в профильных классах, к
своей педагогической деятельности, она побуждает к творчеству. Так,
учитель химии А.Новосёлов подготовил пособие «Задачи и упражнения по
курсу органической химии для медицинского класса», оно издано,
используется в работе, его статья опубликована в журнале «Химия в
школе». Изданы центром «Гармония» методические материалы учителей:
физики – А.Долгушина; биологии – Т.Пряхиной, М.Баязитовой;
творческий портрет заслуженного учителя Т.Рахмановой. Учитель
английского языка И.Белобородова стала победителем первого тура
Российско – американского конкурса преподавателей английского языка,
проводимого Бюро образовательных и культурных программ
государственного департамента США.
В настоящее время мы осуществляем предпрофильную подготовку. В 9-х
классах ведётся курс «Твоя профессиональная карьера» ученики
занимаются на курсах по выбору, готовятся к выбору профиля обучения,
собирают и уже в двух классах прошла их защита, во время которой
девятиклассники рассуждали о документах, материалах, творческих
работах, отзывах учителей, родителей, рекомендациях для обучения в
профильном классе.
Т.Пряхина,
заместитель директора
Белозерской средней
общеобразовательной
школы
РАЗВИТИЕ ПРОФИЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБУЧЕНИЯ
В основе профильного обучения в медицинском классе лежит программа,
разработанная на основе анализа деятельности медицинских работников
в различных отделениях лечебных учреждений, с учетом возрастных
особенностей школьников, имеющихся у них знаний по биологии,
физиологии, анатомии, гигиене, химии, физике, математике,
информатике и другим дисциплинам, изучаемым по программе
общеобразовательной школы.
Под руководством опытного преподавателя в процессе обучения учащиеся
знакомятся с современными методами диагностики, лечения и ухода за
больными. На учебных занятиях и во время общественно-полезного
производительного труда обращается внимание учащихся на соблюдение
правил техники безопасности, производственной санитарии,
инфекционной безопасности. С целью развития интереса к профессии
широко включаются в содержание занятий сведения об истории медицины
и информация о перспективах ее развития. В процессе обучения
формируются у учащихся профессионально значимые качества: логическое
мышление, память, внимание, наблюдательность, организаторские
способности, уверенность в себе и своих действиях, умение общаться с
людьми, стиль поведения в соответствии с принципами медицинской
этики и деонтологии.
В процессе обучения используются разнообразные формы и методы
обучения, учащиеся знакомятся с деятельностью, прежде всего,
Белозерской центральной районной больницы, а также с деятельностью
ведущих областных лечебных учреждений, организуются встречи с
медицинскими классами областного центра и других районов области,
проводятся научно-практические конференции.
В Белозерской школе медицинские классы существуют в течение пяти
лет. Можно подвести некоторые итоги: осуществлено три выпуска
учащихся медицинских классов. Из двух предыдущих
выпусков продолжают обучение по избранной специальности в
медицинских академиях Уральского округа шесть выпускников, в
медицинских колледжах области - восемь выпускников, а это задел
успешного решения кадрового вопроса в районе в дальнейшем.
Учащимися медклассов исследована история здравоохранения района,
выпущена книга «Очерки развития здравоохранения в Белозерском районе
Курганской области», разработаны доклады, рефераты по актуальным
проблемам медицины. С целью повышения культурного уровня населения
разработаны методички, памятки, листовки на популярные медицинские
темы.
В.МОКРОУСОВ,
преподаватель курса
«Введение в специальность»,
отличник здравоохранения.
ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КЛАСС
В системе профильного обучения Белозерской средней
общеобразовательной школы с 1 сентября 2001 года функционировал
класс абитуриентской подготовки с двумя предметно-профильными
группами, одна из которых математическая. В этой группе учились 19
ребят из Белозерской, Памятинской, Стеклозаводской средних,
Скопинской и Зарослинской основных школ.
Первые уроки математики в 10-м классе показали, что все учащиеся
имеют повышенный интерес к предмету, достаточный уровень
математической подготовки за курс основной школы, определяют
математику в качестве профилирующего предмета при получении высшего
профессионального образования. Эти ребята отличались
целеустремленностью, ответственностью и настойчивостью. Выпускники
2003 года впервые сдавали математику на итоговой аттестации в форме
ЕГЭ. Из 19 учащихся математической группы сдали экзамен на «отлично»
шесть человек (32 процента), на «хорошо» - восемь человек (42
процента), подтвердили свою итоговую оценку 14 ребят (74 процента),
поступили в высшие учебные заведения 14 выпускников группы, средние
специальные - четыре человека.
Столь высокий результат стал возможен благодаря творческому
сотрудничеству коллектива учащихся, учителей-предметников, классного
руководителя и родителей.
Преемниками этого коллектива стали 25 учащихся 10 «Б»
физико-математического класса, учебный план которого содержит все
предметы федерального компонента с увеличением до шести часов в
неделю физики и математики. Кроме этого учащимся предоставлена
возможность углубления и расширения знаний по математике через
факультативные занятия и систему элективных курсов.
В рамках факультатива «Абитуриентский курс математики -10» изучены
темы: «Алгебраические уравнения любой степени»; «Решение уравнений и
неравенств, содержащих параметры»; «Задачи планиметрии повышенной
сложности». Программа этого курса предусматривает целенаправленную
подготовку выпускников к решению заданий части С единого
государственного экзамена.
В течение учебного года учащиеся освоили программы элективных
курсов: модуль числа; математический язык и логика; координатный и
векторный методы решения задач, в которых значительное место
уделяется прикладной и практической направленности изучаемых знаний.
В качестве образовательного продукта ребятами собран материал по
теме «Метод математической индукции», который был представлен
десятиклассниками на малой научно-практической конференции для
учащихся девятых классов по проблеме «Метод математической индукции
и прогрессии». Свой метод они представили учащимся 10 «А», 10 «В»
классов при выводе формулы производной степенной функции. Собранный
материал обрабатывается для издания в школе пособия для учащихся
«Метод математической индукции». Кроме этого ребята готовят доклады
по другим темам на общешкольную научно-практическую конференцию.
Выпускников основных школ приглашаем к нам в школу для обучения по
данному профилю, ведь «математику уже затем учить следует, что она
ум в порядок приводит».
С.МОКРОУСОВА,
учитель математики
профильного класса,
заслуженный учительРФ.
Говорит студент вуза
В прошлом году, после окончания Белозерской средней школы, я успешно
поступил в Курганскую государственную сельскохозяйственную академию,
так как хочу стать инженером-механиком.
Прошел почти год, сдана первая сессия, скоро начнется следующая.
Особых трудностей в учебе не испытываю, потому что, учась в
профильном математическом классе нашей школы, получил хорошую
подготовку по математике, а предметы физико - математического цикла
являются профилирующими на нашем факультете. Учитель математики
С.Мокроусова занималась с нами практически каждый день. Знания,
полученные на ее уроках, помогли нам успешно сдать экзамены и
поступить в высшие учебные заведения. Считаю, что профильные классы
нужны в школах, так как здесь учащиеся получают более глубокие
знания. Лично мне учеба в таком классе помогла.
А.БЕЛОБОРОДОВ,
выпускник Белозерской
средней школы 2003 года.
ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛЬНОГО ПРЕДМЕТА
В профильных медицинских группах химия изучается в расширенном
варианте, пять часов в неделю. Основу курса составляет органическая
и общая химия, параллельно функционируют спецпрактикумы «Основные
классы неорганических веществ» и «Решение конкурсных задач». Большое
время отводится формированию экспериментальных умений, то есть
лабораторным занятиям.
А.НОВОСЕЛОВ,
учитель химии высшей категории.
ГОВОРЯТ СТУДЕНТЫ ВУЗОВ
Мне посчастливилось быть выпускницей первого в истории школы
профильного медицинского класса. Углубленное изучение химии,
биологии, практика в лечебных учреждениях, уроки «Введение в
специальность» помогли мне при поступлении в Тюменскую медицинскую
академию.
Благодаря медицинскому классу я поняла, что профессия врача мне
подходит.
Наша жизнь в классе была очень интересной, насыщенной разнообразными
делами. Это встречи с учащимися медклассов гимназии №57 г. Курган,
посещение областной больницы, роддома №1 г. Курган,
поисково-исследовательская работа. Итог всему: книга «Очерки
развития здравоохранения в Белозерском районе», издание журнала
«Медицинский класс», отдых в оздоровительном лагере имени Алеши
Рогачева летом. Помимо отдыха, нам была предоставлена возможность
пополнить свои знания по медицине, встретиться с интересными людьми.
Также участвовали в командноштабных учениях по ГО, отмечали дни
рождения всех учащихся медицинского класса.
Катя СКОРНЯКОВА,
выпускница 2002 года.
ВЕСТИ МЕДИЦИНСКОГО ПРОФИЛЯ
Биология - комплекс наук о живой материи. Предмет, который должны
хорошо знать учащиеся, мечтающие связать свою жизнь с медициной,
фармакологией, биологией, психологией и другими профессиями. Для
этого и поступают, уже четвертый год подряд, ребята в группу с
углубленным изучением биологии и химии.
Программа по биологии создана на основе программы
общеобразовательной школы 10-11 классов. Однако содержание разделов
расширено и носит углубленный характер, учитывает требования
программ для поступающих, прежде всего, в высшие учебные заведения.
Количество времени, отведенного на изучение этого предмета в 10 и 11
классах, составляет пять часов в неделю. Из них четыре часа в неделю
учащиеся изучают общую биологию, и один час отводится на повторно
обобщающий материал по курсам «Ботаника», «Зоология», «Человек и его
здоровье».
Основные формы организации уроков приближены к вузовским: лекции,
семинары, зачеты, лабораторные занятия. Ребята решают биологические
задачи, работают над рефератами, выполняют творческие работы,
тематические тесты. Два раза в год они выходят на сессии и сдают
экзамены. Старшеклассники из этих профильных групп активно участвуют
в пропаганде здорового образа жизни среди учеников нашей школы.
Участие в школьных и районных олимпиадах - своеобразная проверка
ребятами своих знаний. Два года подряд призовые места по биологии и
экологии занимали выпускники 2003 года Е.Кривко, Е.Рыжкова,
Л.Нестеров. Участница областной олимпиады по биологии Е.Рыжкова
вошла в десятку лучших. И нынешние учащиеся профильных групп
выступали не хуже. За два последних года результаты были такие: по
биологии А.Евстратенко - первое место, А.Романов - первое и второе
места, С.Серова - первое место, Н.Маюр - второе место; по экологии
А.Шипнягова - первое место, А.Романов -второе место.
Главным показателем правильности выбранного профиля является
успешное поступление выпускников в те учебные заведения, ради
которых они пришли в профильные группы. Так, в 2003 году из восьми
выпускников данной группы, четверо учатся в медицинских вузах, одна
девушка - в медицинском колледже, двое - в КГСХА. Всем им
пригодились знания профильных предметов.
Мы рады видеть в нашем профильном медицинском классе всех, кто
желает получить биологические знания в большом объеме.
М.БАЯЗИТОВА,
учитель биологии
первой категории. |
|